Средняя
общеобразовательная школа имени А.Тихоненко
Прикладной
курс по русскому языку
«Синтаксис русского языка»
для учащихся 10 «а» класса ( с казахским языком
обучения)
общественно-гуманитарного направления.
Учитель
русского языка и литературы в казахских классах
Калмагамбетова
М.К.
Калмагамбетова М.К.заняла І место на районном конкурсе,
получила номинацию "За методическую грамотность” в областном конкурсе
2011-2012
учебный год
Пояснительная
записка.
Современное общество требует от
каждого его члена высокого уровня владения языковой, речевой и коммуникативной
компетенциями. Большую роль в овладении этими компетенциями могут сыграть
прикладной курс русского языка.
В Государственном стандарте по
русскому языку записано: «Основные цели обучения русскому языку: обеспечить
языковое развитие учащихся; помочь им овладеть речевой деятельностью на данном
языке; сформировать умения и навыки грамотного письма; рационального чтения, полноценного
восприятия звучащей речи, научить свободно говорить на русском языке,
пользоваться им как основным средством общения».
Цель данного курса- сопоставить
синонимичные ССП и СПП,БСП с казахским языком, помочь основательно готовиться к
ЕНТ, так как раздел русского языка Синтаксис и пунктуация вызывает у учащихся
казахских классов небольшое затруднение.
При проведении прикладного курса по
русскому языку в 11а классе «Синтаксис» необходимо
изучить программу, научиться пользоваться материалами, рисунками, таблицами,
опорными схемами. Совершенствовать знания
русского языка путем усвоения концептуально-языковой картины мира;
обучение письменной речи посредством практического введения знаний о нормах
построения текста ; формирование основ культуры речи.
Обобщить и закрепить понятие о
синтаксисе и пунктуации ; формировать навык всех видов речевой деятельности,
практические навыки выполнения различных видов синтаксического разбора ,развивать речевую и
мыслительную деятельность ,выполнять тесты, осуществляющие проверку понимания
учебного материала.
Введение
В
"Концепции 12- летнего среднего общего
образования Республики Казахстан” утверждается, что главной целью образования
является формирование и развитие
образованной, творческой, компетентной и конкуретной личности, способной
жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих
собственых интересах, так и в интересах общества.
В Республике Казахстан, представляющей собой политэтническое государство, продолжает оставаться актуальной
проблема формирования поликультурной личности ,владеющей двумя и даже
несколькими языками.
Среди языков ,необходимых для изучения в целях общения, особое место
занимает русский язык, который остается одним из основных средств получения
потока информации в научной, социально –бытовой и культурной сферах жизни
населения нашего государства Вот почему русский язык в Законе «О языках в
Республике Казахстан» определен как обязательный учебный предмет в перечне
дисциплин, входящих в документ об образовании.
Цели и задачи:
1.
Расширить знания учащихся по
предмету.
2.Обогащать словарный состав.
3.Развивать устную и письменную
речь учащихся.
4.Обучать чтению и письму современного русского как теоретической основе грамотности и культуры
речи.
5.Формировать знания по теме «Синтаксис
русского языка».
6 Подготовиться к ЕНТ.
Требования к изучению прикладного
курса:
Более глубокое изучение темы: «Синтаксис русского языка».
1.
Уметь применять теоретические
знания в практической деятельности.
2.
Уметь пользоваться условными
знаками при изучении таблиц, схем, рисунков .
3.
Уметь пользоваться словарями,
справочниками ,энциклопедиями.
4.
Формировать у учащихся навыков
решения тестовых заданий.
5.
Проверить знания по русскому языку.
6.
Объяснять постановку знаков
препинания в ССП и СПП,БСП.
7.
Употреблять сложные предложения в
речи.
№
|
Практическая
часть
|
Теоретическая
часть
|
часы
|
Сроки
|
1
|
29.
Введение .Понятие о синтаксисе и пунктуации
|
Составление тезисного плана лекции учителя, углубление
и систематизация знаний учащихся о синтаксисе.
|
1
|
7.09
|
2
|
Словосочетание .Способы подчинительной связи.
|
Закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице, о
способах синтаксической связи.
|
1
|
14.09
|
3
|
Согласование.
|
Совершенствовать навыки конструирование словосочетаний и их
употребления
|
1
|
21.09
|
4
|
Управление
|
Употребления словосочетаний в речи.
|
1
|
28.09
|
5
|
Примыкание
|
Тестирование,осмысление структуры словосочетаний.
|
1
|
5.09
|
|